Ликвидация ОПО

Консультация

В настоящее время применительно к ликвидации ОПО, включая разработку документации, проведение мероприятий и приемку работ по ликвидации ОПО, действует лишь один нормативный документ, который более или менее четко регулирует соответствующие вопросы, а именно РД 07-291-99 «Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами», распространяющий свое действие на соответствующие ОПО.

Применительно к ОПО других видов таких нормативных документов не существует. В результате организации, осуществляющей разработку документации на ликвидацию ОПО, приходится самостоятельно определять структуру и содержание документации, исходя из специфики ОПО и собственной квалификации, что на практике приводит к обилию разнотипных вариантов документации на ликвидацию одних и тех же видов ОПО.

В силу данных обстоятельств качество разработанной документации зачастую не удовлетворяет установленным требованиям в области обеспечения промышленной безопасности и не соответствует целям, установленным ФЗ N 116 от 21.07.97 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».Вместе с тем, с учетом самого понятия «ликвидация опасного производственного объекта», имеющаяся нормативная база позволяет определить принципиальный круг требований к ликвидации ОПО всех видов для целей разработки документации на ликвидацию ОПО, а также приемки работ по ликвидации ОПО.Таким образом, очевидно, что объем и состав документации зависят от перечня мероприятий, связанных с ликвидацией конкретного ОПО, определяемых на основании как общих требований в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды и др., так и специальных требований в области промышленной безопасности, предъявляемых к конкретным объектам.

Документация по ликвидации ОПО, как правило, включает следующие решения:

  • по остановке объекта;
  • по отключению оборудования от инженерных коммуникаций;
  • по освобождению оборудования от опасных сред;
  • по подготовке оборудования к демонтажу и осуществлению процесса демонтажа;
  • по сносу зданий и сооружений;
  • по утилизации демонтированного оборудования и отходов.

Документация по ликвидации ОПО должна предусматривать мероприятия, обеспечивающие промышленную безопасность объектов с учетом геологических, сейсмических, климатических факторов.

Следует отметить, что в составе документации на ликвидацию ОПО требуется разработка декларации промышленной безопасности (если ОПО относится к I или II классу опасности) (ФЗ N 116 от 21.07.97, части 2, 3 статьи 14).Данная декларация подлежит экспертизе промышленной безопасности (ФЗ N 116 от 21.07.97, часть 1 статьи 13, часть 5 статьи 14).Техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности.

Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности.

Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.

Проектная документация на реконструкцию иных опасных производственных объектов, являющихся объектами капитального строительства, подлежит государственной экспертизе регионального уровня или негосударственной экспертизе, за исключением объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4, 5 и 6 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, это:

  • отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;
  • отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон;
  • буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

Обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

При этом если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, такое техническое устройство подлежит экспертизе промышленной безопасности, в том числе после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов технического устройства.

Отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются.

Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в документацию на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности.

Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Проектная документация на реконструкцию иных опасных производственных объектов, являющихся объектами капитального строительства, подлежит государственной экспертизе регионального уровня или негосударственной экспертизе, за исключением объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4, 5 и 6 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, это:

  • отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;
  • отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон;
  • буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.