Консервация, ликвидация и техническое перевооружение ОПО

Консультация
  • Главная
  • Консервация, ликвидация и техническое перевооружение ОПО

Компания ООО «Ведущее экспертное бюро» — один из лидеров проведения экспертизы промышленной безопасности. Мы имеем лицензию на право проведения ЭПБ и экспертов с действующими удостоверениями Ростехнадзора I, II, III категорий практически во всех областях аттестации. Мы работаем с объектами любого уровня сложности.

Экспертиза промышленной безопасности — оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, с целью обеспечения защищенности опасных производственных объектов.

Экспертизу промышленной безопасности (ЭПБ) проектной (рабочей) документации проводят, для того, чтобы оценить соответствие ее технических решений требованиям промышленной безопасности.

Необходимость проведения экспертизы установлена Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997.

Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

  • документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;
  • документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
  • технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;
  • здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
  • декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;
  • обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

Пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» гласит: техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация ОПО осуществляются на основании документации, разработанной в соответствии с ФЗ № 116 и с учетом законодательства  о градостроительной деятельности.

Проект ликвидации ОПО

Проект ликвидации ОПО разрабатывается проектной организацией, имеющей допуски СРО, штат квалифицированных аттестованных специалистов и опыт соответствующих работ. Как правило, в проекте устанавливаются сроки, способы и последовательность выполнения работ на каждом этапе ликвидации объекта.

Документация на ликвидацию опасного производственного объекта должна содержать перечень мероприятий:

  • по освобождению ОПО от опасных веществ;
  • по подготовке оборудования ОПО к демонтажу и осуществлению процесса демонтажа;
  • по отключению ОПО от инженерных систем;
  • по сносу зданий и сооружений на ОПО;
  • по утилизации демонтированного оборудования и отходов после ликвидации.

Проект ликвидации ОПО в общем виде должен предусматривать:

  • меры, обеспечивающие промышленную безопасность и направленные на предупреждение аварий и ликвидацию их последствий;
  • меры, обеспечивающие безопасность с учетом геолого-сейсмических и климатических факторов;
  • меры, направленные на охрану окружающей среды;
  • меры, обеспечивающие пожарную безопасность;
  • меры по применению современных методов организации и технологии работ, чтобы уменьшить продолжительность ликвидации ОПО и т.д.

Проектная документация на ликвидацию ОПО, как правило, разрабатывается с учетом положений следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и подзаконные акты (ФНП, технические регламенты и т.д.).
  • Технические регламенты Таможенного союза (ТР ТС 010/2011, ТР ТС 032/2013 и др.)
  • МДС 12-46.2008 «Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу (демонтажу), проекта производства работ».

Согласно п. 1 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, документация на ликвидацию ОПО (изменения, вносимые в такую документацию) подлежит экспертизе промышленной безопасности.

В ходе экспертизы документации на ликвидацию ОПО проводится анализ мероприятий, направленных на обеспечение промбезопасности при остановке объекта и исключение аварий и инцидентов при осуществлении «ликвидационных» работ (п. 21.5 Приказа Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. № 538 «Об утверждении ФНП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»).

При этом ликвидация объекта без положительного заключения ЭПБ, внесенного в установленном порядке в реестр Ростехнадзора, не допускается.

Документация на ликвидацию ОПО должна содержать следующие сведения:

  • основания для ликвидации ОПО;
  • краткая характеристика ликвидируемого ОПО (в т.ч. перечень зданий, сооружений, оборудования, подлежащих сносу/демонтажу);
  • перечень мероприятий по ликвидации ОПО (в т.ч. мероприятия по выведению из эксплуатации зданий, сооружений, оборудования);
  • перечень мероприятий по обеспечению защиты ликвидируемых ОПО от проникновения людей и животных, а также меры по защите окружающей среды;
  • описание, а также обоснование принятых методов ликвидации ОПО;
  • обоснование (расчеты) размеров опасных зон с учетом методов ликвидации ОПО;
  • оценка риска повреждения инженерной инфраструктуры при ликвидации ОПО;
  • обоснование выбора безопасных методов ведения работ по ликвидации ОПО;
  • перечень мер по обеспечению безопасности населения;
  • описание решений по вывозу и утилизации отходов ликвидации ОПО;
  • перечень мер по рекультивации и благоустройству земельного участка после ликвидации ОПО;
  • данные о согласовании с надзорными органами технических решений по ликвидации ОПО опасными методами;
  • технико-экономические расчеты;
  • декларация промышленной безопасности (для декларируемых ОПО);
  • обоснование безопасности ОПО (если при ликвидации нужны отступления от требований промышленной безопасности или таких требований недостаточно).

Консервация и техническое перевооружение

Статья 8 116-ФЗ: 1. Техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.

Порядок проведения технического перевооружения

Техническое перевооружение осуществляется по следующим этапам:

  • Разработка технико-экономического обоснования, которое оценивает экономическую выгоду затрат на техперевооружение. Технико-экономическое обоснование необходимо для понимания того, что стоит ждать от проекта техперевооружения, какие цели будут достигнуты и понимания сроков окупаемости вложенных денег. Технико-экономическое обоснование может разрабатываться как проектной организацией, так и самостоятельно организацией при наличии необходимых кадров;
  • Проведение инженерных изысканий с целью определения свойств грунтов, состояние фундамента в объеме, необходимом для проведения работ по техническому перевооружению (инженерно-геодезические изыскания, инженерно-экологические изыскания, инженерно-геотехнические изыскания) специализированной организацией.
  • Составления сметы работ;
  • Разработка проектной документации технического перевооружения в которой предусмотрены организационные и технические меры, обеспечивающие экологическую и промышленную безопасность на всех этапах работ при проведении технического перевооружения объекта;
  • Проведение экспертизы проектной документации технического перевооружения уполномоченной организацией. В процессе проведения экспертизы промышленной безопасности проект технического перевооружения всесторонне изучается группой экспертов на предмет соответствия проекта федеральным нормам и правилам промышленной безопасности;
  • Регистрация заключение экспертизы промышленной безопасности проекта ликвидации опасного объекта в территориальном органе Ростехнадзора;
  • Внесение изменений в реестр ОПО Ростехнадзора.

Порядок консервации ОПО

  1. Подготавливается проект консервации с учетом требований ФЗ №116, Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, Технических регламентов, ГОСТов в соответствии со спецификой и направленностью объекта.
  2. Проект консервации проходит экспертизу промышленной безопасности.
  3. Заключение экспертизы промышленной безопасности проекта консервации направляется в территориальное управление Ростехнадзора по местонахождению ОПО для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.
  4. В течение 5 рабочих происходит внесение в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности. В результате Ростехнадзор выдает Уведомление о внесении заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.
  5. Организация, эксплуатирующая ОПО, готовит акт о консервации объекта на срок более 1 года.
  6. Организация, эксплуатирующая ОПО, подает заявление и сопроводительную документацию на исключение ОПО из реестра. В результате Ростехнадзор выдает письмо об исключении ОПО из государственного реестра.