Гидравлические испытания трубопроводов

Консультация
  • Главная
  • Гидравлические испытания трубопроводов

Напорные и безнапорные трубопроводы являются важным элементом транспортной инфраструктуры мест компактного проживания человека. По системам труб осуществляется питьевое и хозяйственное водоснабжение, производится подача горячей воды для отопления, отвод канализационных стоков. Для стабильной работы подключенного оборудования и исключения вероятности возникновения аварийных ситуаций, необходимо, чтобы трубопроводы постоянно находились в исправном состоянии. Для этого на разных этапах их эксплуатации проводятся гидравлические испытания на прочность и герметичность. Порядок и способы проведения испытательных работ регламентируют строительные правила СП 129.13330.2019, а право их производства предоставлено специализированным предприятиям, имеющим соответствующие допуски от Ростехнадзора и Федеральной службы «Росаккредитация». В Санкт-Петербурге и Ленинградской области услуги по гидравлическому испытанию трубопроводов предоставляет ООО «ВЕДУЩЕЕ ЭКСПЕРТНОЕ БЮРО» (ВЭБ).

Необходимость и условия проведения испытаний

Периодические испытания трубопроводов проводятся для поддержания магистралей в постоянном работоспособном состоянии, исключения вероятности возникновения непредвиденных аварийных ситуаций, способных повлечь за собой нарушения процессов водоснабжения, отопления, водоотведения. Технология их проведения учитывает конструктивные и эксплуатационные особенности и напорных, и безнапорных систем. В ходе испытаний обследуются трубы и места их соединений с выявлением дефектов, очагов коррозии, деформаций, протечек. Основным методом, позволяющим определить работоспособность напорных магистралей, является гидравлическое или пневматическое испытание давлением (опрессовка), безнапорные трубопроводы проверяются исследованием параметров гидростатического давления. Данные мероприятия производятся в несколько этапов – непосредственно после строительства, перед пуском в эксплуатацию, а также в течение эксплуатационного периода в целях профилактики и для оценки текущего состояния подземных и наружных инженерных коммуникаций.

Состав и последовательность ведения работ

Проверка работоспособности напорных и безнапорных магистралей проводится различными способами. Это продиктовано условиями их работы, материалами изготовления труб. Испытание напорных систем на прочность и герметичность выполняется гидравлическим способом, а при положительных температурах окружающего воздуха и отсутствии воды, на трубопроводах с невысоким эксплуатационным давлением допускается использование сжатого воздуха. В процессе опрессовки в контуре создается избыточное давление с интенсивностью и величиной, установленной требованиями СП 129.13330.2019. Контроль герметичности ведется визуально (на открытых участках) и инструментально по замерам падения давления поверенными манометрами.

Последовательность проведения работ:

  • очистка магистрали;
  • ревизия запорно-регулирующей арматуры, проверка работоспособности манометров;
  • подключение воды, нагнетательного оборудования;
  • заполнение магистрали;
  • создание избыточного давления и выдержка в течение времени, определенном положениями СП 129.13330.2019;
  • визуальная и инструментальная проверка системы на герметичность;
  • сброс давления и освобождение магистрали от воды;
  • ремонт проблемных участков (при их выявлении);
  • повторная проверка трубопровода на герметичность (при необходимости);
  • окончательное удаление воды из магистрали;
  • демонтаж вспомогательного оборудования.

Трубопровод считается полностью выдержавшим испытания, если по контрольному манометру не наблюдается падения давления. В противном случае, следует проверить магистраль на наличие воздушных мешков, оценить герметичность соединений труб и мест установки запорно-регулирующей арматуры. Облегчить определение мест утечки воды и причин падения давления позволит разбивка трубопровода на небольшие участки и их последовательное обследование.

Подобным способом производятся испытания на прочность и герметичность напорных трубопроводов в составе систем отопления, питьевого, хозяйственного и внутреннего пожарного водоснабжения. Методика испытаний безнапорных магистралей водоотведения предусматривает их проверку па герметичность дважды, предварительно – до засыпки грунтом, и окончательно, перед сдачей объекта в эксплуатацию. Технология обследования определяется предварительно разработанным проектом, испытания проводятся одним из следующих способов:

  • измерение объема воды, добавляемой в трубопровод;
  • определение притока воды в водоотводную магистраль.

При выборе способа испытаний принимается во внимание уровень грунтовых вод у первого (верхнего) приемного колодца. Гидростатическое давление создается заполнением водой стояка, установленного в верхней точке системы. Величина давления определяется превышением уровня воды в стояке над верхней частью трубы (шелыгой) или отметкой грунтовых вод, если она находится выше верха трубопровода. Магистраль считается прошедшей испытание на герметичность, если значение объема добавленной воды или ее приток не превышает значений, определяемых СП 129.13330.2019 с учетом материала и диаметра труб.

По результатам испытаний трубопроводов на прочность и герметичность приемочная комиссия производит проверку произведенной работы и составляет акт установленной формы. Этот документ является официальным и содержит следующую информацию:

  • состав комиссии;
  • дата составления акта и проведения испытаний;
  • название трубопровода, указание его адреса, длины, границ;
  • проектные технические характеристики магистрали;
  • марки и параметры используемого измерительного оборудования;
  • порядок и последовательность проведения испытаний;
  • полученные результаты, перечень дефектов или отметка об их отсутствии;
  • решение о признании трубопровода прошедшим испытания на прочность и герметичность и выдерживавшим их;
  • подписи членов комиссии.

При выявлении на трубопроводах устранимых дефектов и течей, комиссия проводит их изучение  с анализом причин возникновения и дает эксплуатирующей организации рекомендации по устранению неполадок с указанием реальных сроков. В случае обнаружения повреждений, которые невозможно ликвидировать, может быть принято решение о демонтаже участка или всей магистрали и строительстве нового трубопровода.